Приветствую Вас Гость | RSS
Понедельник
20.05.2019, 06:05
Физика в школе
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта

Категории раздела
Методическая копилка [12]
Классное руководство [3]
Метод. объединение учителей физики [4]
Творчество наших учащихся [3]
Декада физики [16]

Наш баннер

Сейчас на сайте
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Методическая копилка

Статья "О физическом- лирически". Журнал "Физика в школе"
В рубрику журнала "Физика в школе": Методика. Обмен опытом.

"О физическом - лирически"
В.В. Гагина. г.Азнакаево, Республика Татарстан, МСОШ №5

Мысль, которую я посеял сегодня,
взойдёт завтра, через год, через тысячу лет;
я привёл в колебание одну струну,
она не исчезает, но отзовётся в других струнах.
В.Ф.Одоевский

 Пожалуй, в этом высказывании русского писателя и музыкального критика, очень точно выражено предназначение учителя. Говоря по-другому: " Сеять разумное, доброе, вечное". 
Каким образом это делать, какие методы, приёмы применять при обучении, чему и как учить во многом зависит от мастерства учителя.
Физика одна из фундаментальных технических наук, изучающая природу во всех её проявлениях. Её язык - язык формул, законов и аксиом, понятный далеко не всем. Прагматический подход к её изучению, обилие технических терминов, загруженность математическим аппаратом снижает интерес у ребят, физика кажется им самым трудным предметом. В связи с этим у учителя физики возникает вопрос, как заинтересовать учащихся, доступно изложить трудный для восприятия материал. Учитель физики как никто другой из предметников должен сочетать в себе мастерство теоретика и экспериментатора, уметь аргументировано, точно и образно излагать изучаемый материал. Оперируя только сухим техническим языком, не обращаясь к образной речи, невозможно затронуть ум и сердце учеников. Без эмоций нет ни обучения, ни воспитания. Красоту, предельную ясность точных наук вряд ли кто станет отрицать. Учитель не должен упускать из виду один из приёмов, позволяющий доступно преподнести изучаемый материал, если можно так выразиться, гуманитаризировать его. Этот приём для себя называю: "О физическом - лирически".
Отрывки из литературных произведений классиков, современных писателей и поэтов часто применяю на уроках и внеклассных мероприятиях. Детству и юношеству присущи мечтательность и лиризм. Особенно ценится ребятами творчество самого учителя, восхищая их, убеждая лучше других аргументов. Сама давно пишу стихи к урокам физики, загадки в стихотворной форме, афоризмы, применяю их для создания проблемной ситуации в начале изучения нового материала, с целью показа красоты и уникальности физических явлений, возможности познания их человеком, а также для создания на уроке лирического настроения.
В 2006году моя работа " Стихотворения и загадки к урокам физики" участвовала во Всероссийском открытом конкурсе " Педагогические инновации" и по итогам конкурса получила диплом II степени. Привожу ниже некоторые из них.

***
Физика учит хозяйку,
Как пищу готовить быстрей.
Зимою выращивать розы,
Тепло сберегать в квартире своей.
Физика учит плавать
Тяжёлый морской теплоход,
Летать воздушный лайнер,
Космический звездоход.
Физика в жизнь воплощает
Все замыслы и мечты.
Загадки природы она объясняет,
Всем, кто с нею на ты.

" Полярные сияния"

Красками сияют небеса
Изумрудно - голубыми.
Природа кажет чудеса,
Дарит таинства неземные.
 И замираешь, глядя ввысь, 
Любуясь красотою,
Игрою красок неземных,
Палитрой неземною.
О, как мудра природа Ты,
Причудлива, спесива,
Но чудеса твои постичь
Способен ум пытливый.
В сияньях тех небесных
Нет сверх чудесных сил.
Лишь электричества деянием
Их Ломоносов объяснил.

Читаю это стихотворение в начале урока " Сила Лоренца", не сообщая его названия. Прошу учащихся определить, какое природное явление описано в стихотворении. Как правило, учащиеся догадываются, что речь идёт о полярных сияниях. После прочтения задаю вопросы: " Какова причина полярных сияний?"; " Почему они так называются?"; " Какие краски преобладают в них и почему?"

" Миражи "

Жаждой измученный, видит вдруг озеро,
Зноем - оазис в степи.
Брошенным штормом на остров,
Чудятся корабли.

Только приблизится путник к желанному,
Вдруг всё исчезнет, как дым.
Прочь уплывёт корабль долгожданный,
Неведомым ветром гоним.

Если случится: мечты не сбываются,
Духом не падай, скажи:
" Все неудачи и неурядицы
Просто лишь миражи"

" Всеобщий закон"

Не бывает день без ночи,
Молния без грома не бывает.
Облако без ветра не летает
И любимых друг без друга не бывает.

Не бывает бесконечным море,
Берег непременно будет.
Не бывает безутешным горе
И оно со временем убудет.

Не бывает жизнь без смерти,
Неразлучные они подруги.
Нет начала без конца, поверьте,
Хоть и говорят, что бесконечны круги.

Но конец становится началом
Неизменно нового начала.
Не исчезло сказанное кем-то,
Следом эхо прозвучало.

Всё в мире связано невидимыми нитями,
Что собраны в руках одних -
Закона, управляющего жизнями,
Связующего воедино их.

В мире звёзд и в мире мысли,
В мире атомов, планет
Он главенствует, Всевышний,
Неизменно миллиарды лет.

Всеобъемлющий закон нетленный
Разрушенья и создания,
Именуемый: Властителем Вселенной
И основой мироздания.

Это стихотворение читаю при изучении закона сохранения энергии и на заключительной лекции в 11-ом классе, прошу назвать всеобщие законы (законы сохранения).

Загадки.

Они неразлучны
Друг и подруга.
Разит и сверкает она.
Увидеть же спутника - друга
Нам не дано никогда.
( Гром и молния)


* * *

В нашем доме, в вашем доме
Есть прекрасный вестовой.
Всё покажет и расскажет.
Догадайтесь, кто такой.
( Телевизор)


* * *
Это что за вещество?
С неба падает оно.
Мы его и пьём, и льём,
И три имени даём.
( Вода, лёд, пар)

* * *
Рождается частицею,
Летит со скоростью большой.
Частицей с веществом встречается,
В пространстве ж движется волной.
( Фотон - частица света).

Как правило, этот приём срабатывает всегда. На таких уроках нет скучающих.
Ребята сами ищут стихотворения поэтов о физических явлениях, загадки и пословицы, читают их на уроках при выступлениях с рефератами и сообщениями, а так же печатают в стенгазетах, которые выпускаются под рубрикой " Физики - лирики".

Категория: Методическая копилка | Добавил: physis (27.09.2009) | Автор: Гагина В.В
Просмотров: 8747 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.5/12
Всего комментариев: 1
0
1 Valentina  
Уважаемые коллеги, я очень рада, что мои стихи и выдержки из этой статьи присутствуют в ваших работах, но, пожалуйста, указывайте моё авторство и подписывайте их моим именем.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика
Rambler's Top100

Copyright physis.ucoz.ru © 2008—2019
Сайт управляется системой uCoz