Приветствую Вас Гость | RSS
Понедельник
20.05.2019, 05:28
Физика в школе
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта

Категории раздела
Методическая копилка [12]
Классное руководство [3]
Метод. объединение учителей физики [4]
Творчество наших учащихся [3]
Декада физики [16]

Наш баннер

Сейчас на сайте
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Методическая копилка

ЭССЕ "НИТ в преподавании физики."

ЭССЕ «Новые развивающие технологии в преподавании физики»

Когда благому просвещенью
Отдвинем более границ,
Со временем (по расчисленью
Философических таблиц.
Лет через пятьсот) дороги верно
У нас изменятся безмерно:
Шоссе Россию здесь и тут,
Соединив, пересекут.
Мосты чугунные чрез воды
Шагнут широкою дугой,
Раздвинем горы, под водой
Пророем дерзостные своды.
                      А.С. Пушкин.

Прозорливость поэта не может не восхищать современников. Далеко и высоко шагнул научно-технический прогресс. Человек поднялся в космос, опустился в глубокие воды океана, проник в атом, обуздал стихию вод и ветров, научился общаться на больших расстояниях с помощью электромагнитных волн. Но вот вопрос о Российских дорогах,  к  сожалению, остаётся проблематичным!

Новые веяния пришли с новым 21-ым веком и в российское образование. Появились новые подходы к извечным проблемам: как и чему учить, новые педагогические технологии, приёмы, методы, новые взгляды на взаимоотношения воспитателя и воспитуемого, учителя и ученика.

Одним из таких новых веяний в области образования являются Современные информационные технологии. В настоящее время уже доказана эффективность новых информационных технологий (НИТ) обучения школьников различным учебным предметам, в том числе и физике. Наиболее существенным достоинством новых информационных технологий является то, что их применение позволяет сделать процесс обучения личностно ориентированным, ставить и решать новые, не традиционные образовательные задачи (формирование и развитие исследовательских, информационных, коммуникативных и других умений учащихся, развитие их мышления и способностей, формирование модельных представлений и т.д.). Использование новых информационных технологий позволяет рассматривать школьника как центральную фигуру образовательного процесса и ведёт к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами.

При этом учитель перестаёт быть основным источником информации и занимает позицию человека, организующую самостоятельную деятельность учащихся и управляющего ею. Ученик учится, а учитель создаёт условия для учения.

Современные информационные технологии, позволяющие создавать, хранить, перерабатывать информацию и обеспечивать эффективные способы её представления ученику, являются мощным инструментом ускорения образовательного процесса.

Основные цели информатизации школьного физического образования:

  • развитие личности ученика, подготовка к самостоятельной и продуктивной деятельности в условиях информационного общества,
  • реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества,
  • интенсификация процесса обучения физике за счёт активизации познавательной деятельности.

Суть информатизации образования состоит в создании как для педагога, так и для ученика благоприятных условий для свободного доступа к учебной и научной информации. Понятие «информационная технология обучения» предметам, в том числе и физике, основано на широких возможностях вычислительных средств и компьютерных сетей, позволяет вести речь  о компьютерных средствах обучения, компьютерных обучающих программах. Основные компьютерные средства обучения, применяемые в настоящее время в школе:

  1. Автоматизированные обучающие  системы (АОС) Это электронные словари, справочники и учебники по физике, лабораторные практикумы, программы – тренажёры решения задач, тестовые системы.
  2. Интеллектуальные обучающие системы (ИОС) BJC представляют собой качественно новую технологию обучения в физике. Они соединяют в себе возможности компьютера с богатством человеческого опыта и позволяют моделировать процесс образования, подбирать рациональную стратегию обучения для каждого обучающегося.
  3. Электронный учебник физики.

В последнее время получили распространение лазерные компакт–диски по физике. На этих дисках размещаются различные виды  экранно–звуковых средств, приспособленных для использования с помощью компьютера. В них предлагается демонстрации для фронтальной и индивидуальной работы учеников на уроке, для домашней самостоятельной работы. В этой огромной среде легко находить нужную информацию, возвращаться к уже пройденному материалу.

В своей практике при подготовке и проведении уроков физики использую учебные мультимедийные пособия:

  1. «Физика». Основная школа. 7-9 классы. М.: Просвещение.
  2. «Физика». Библиотека наглядных пособий. 7-11 классы. Дрофа и  Фармоза. Под редакцией Н.К. Ханнанова.
  3. «Физика». Учебное электронное издание. 7-11 классы. Практикум  Физикон.
  4. Д.И. Фишман. А.И. Скворцов., Р В. Даминов. Видеозадачник по физике.2 части. Казанский Государственный Университет.

Нужно отметить, что отсутствие компьютера в кабинете физики затрудняет в полной мере применять это средство обучения на уроках.

Интернет технологии в физическом образовании

Интернет обеспечивает доступ к гигантским объёмам информации, хранящимся в различных уголках нашей планеты. Многие учёные рассматривают Интернет–технологии как революционный прорыв, превосходящий по своей значимости появление персонального компьютера. Средства телекоммуникации, включающие электронную почту, глобальную, региональные и локальные сети связи и обмена данными, представляют для обучения физике широчайшие возможности: оперативную передачу информации любого объёма и вида на разные расстояния, позволяют осуществлять обратную связь,  запрос информации по любому интересующему вопросу, вести дистанционно обучение.

Как предметник и как  воспитатель  при подготовке к урокам, классным часам, внеклассным мероприятиям использую сама и рекомендую учащимся образовательныt  web– сайты  учебных заведений сети Интернет. С помощью этих сайтов учащимися подготовлены следующие сообщения и рефераты эколого–валеологического содержания (работаю над проблемой эколого–валеологическое образование и воспитание учащихся): «Влияние компьютера на здоровье человека», «Электромагнитные излучения и здоровье человека», «Шумы и их вредное воздействие на организм человека», «Двигатели внутреннего сгорания и охрана окружающей среды», «Технический прогресс и природосбережение», «Влияние сотовых телефонов на организм человека» и другие.

Моё мнение по поводу применения в обучении « Новых развивающих технологий». Бесспорно это нужные своевременные и перспективные технологии. Использование новых информационных технологий расширяет возможности образования, раздвигает рамки урока, индивидуализирует процесс образования, даёт возможность учителю разнообразить формы проведения уроков изучения нового материала и его повторения, дополняет демонстрационный материал, а при его отсутствии или технических неисправностях последнего, заменяет таковой.

Возможности этих технологий велики. Но для их использования в полной мере, на мой взгляд, необходимо следующее:

  1. Совершенствовать подготовку учащихся по основам информатики.
  2. Подготовка преподавателей физики в области НИТ.
  3. Информатизация и компьютеризация процесса обучения физике.
  4. Оснащение школ и кабинетов физики техническими средствами информатизации.Создание на базе НИТ локальных и региональных систем дистанционного обучения.

Хочу отметить ещё один аспект по поводу применения НИТ. Это сбережение здоровья школьников. Данные технологии подразумевают широкое применение компьютера. Просиживание у дисплея, по мнению многих ведущих экспертов, опасно для здоровья неокрепшего организма. Очевидно, здесь можно найти какое–либо разумное  решение, например, ограничить время работы, сделать экраны ЭВМ биологически безопасными.

Но, по моему глубочайшему убеждению, ни один компьютер не заменит живого слова учителя, его ласковый взгляд, занимательный шокирующий опыт. Технизируя образование, мы  снижаем его чувственное  восприятие. Разве  выдаст компьютер при изучении, какого-либо физического явления эмоции, заменит образную речь учителя при описании этого явления, тем более, если это стихи его сочинения. Например (при изучении загадочных световых явлений) такие:

Жаждой измученный,  видит вдруг озеро,
Зноем – оазис в степи.
Брошенным штормом на остров,
Чудятся корабли.
Только приблизится путник к желанному,
Вдруг всё исчезнет, как дым.
Прочь уплывёт корабль долгожданный
Неведомым ветром гоним.
Если случится,  мечты не сбываются,
Духом не падай, скажи:
«Все неудачи и неурядицы
Просто лишь миражи».

Моё учительское кредо – расти творчески, учить творчеству, видеть в каждом школьнике личность, способствовать её становлению. Его воплощаю в жизнь как предметник и как  воспитатель. Свою систему урочной и внеурочной, а так же воспитательной работы описала в конкурсной аналитической справке претендента на соискание премии Президента Российской Федерации. О действенности её говорят результаты: это мои награды и дипломы, награды и дипломы моих учеников, это благодарность воспитанников и их родителей.

Категория: Методическая копилка | Добавил: physis (25.03.2008) | Автор: Гагина В.В.
Просмотров: 8111 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.9/12
Всего комментариев: 1
0
1 lily  
неплохо

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика
Rambler's Top100

Copyright physis.ucoz.ru © 2008—2019
Сайт управляется системой uCoz