Суббота
16.12.2017, 12:00

Главная » 2017 » Июнь » 11 » Астрономический прогноз на июнь 2017
Астрономический прогноз на июнь 2017

Июнь порадует нас самым длинным световым днем в году в день летнего солнцестояния 21 июня, а также появлением серебристых облаков на сумеречном небе и наступлением долгожданных белых ночей и полярного дня в приполярных широтах Северного полушария!
15 июня 2017 года Сатурн вступит в противостояние с Солнцем, наступает лучшее время для наблюдений окольцованной планеты-гиганта. 30 июня – Международный День астероида, в этот день 109 лет назад на Землю упал Тунгусский метеорит.

Избранные события июня 2017 в астрономии и космонавтике

Здесь (и далее в обзоре) приводится московское время. Тмск = UT + 3ч. (где UT – Всемирное время).

1 июня – Луна в фазе первой четверти 15:43

2 июня –51 год назад, в 1966 году, на четыре месяца позднее советской автоматической станции «Луна-9», на поверхность Луны осуществила мягкую посадку американская станция «Сервейор-1» и передала на Землю детальные телевизионные изображения лунной поверхности.

3 июня – Венера в наибольшей западной (утренней) элонгации: 45,9° - утро
4 июня –Луна проходит в 2° севернее Юпитера 05:00
4 июня –  15 лет назад была открыта карликовая планета 50000 Quaoar

4 июня – комета C/2015 V2 (Джонсона) проходит на расстоянии 0,82 а.е. от Земли. В этот момент ее блеск может составить +6-7 зв. вел.
5 июня –Луна проходит в 6° севернее Спики 02:00

6 июня – 256 лет назад была открыта атмосфера Венеры. 6 июня 1761 г. гениальный русский учёный М. В. Ломоносов наблюдал прохождение Венеры перед солнечным диском и открыл её атмосферу
7 июня –начало утренней видимости Урана
7 июня –Меркурий в 5° южнее Плеяд – 09:00
7 июня – 61 лет назад наши собаки Козявка и Альбина полетели в космос
8 июня – Луна проходит в 9° севернее Антареса 22:00

8 июня – Всемирный День Океанов (World Oceans Day)
8 июня – 392 года со дня рождения итальянского астрономаДжованни Кассини. Кассини первым смог определить период вращения планеты Юпитер и дал объяснение системе полос на нём.
9 июня – Луна в апогее – расстояние до Земли 406401 км 01:22
9 июня  –Полнолуние 16:11
9 июня – 205 лет со дня рождения И.Г. Галле (Johann Gottfied Galle)
10 июня – Луна проходит в 3° севернее Сатурна 04:00
10 июня – Юпитер переходит от попятного движения к прямому 07:00

11 июня – 32 года назад Автоматическая Межпланетная Станция «Вега-1» достигла окрестностей Венеры.
12 июня – 50 лет назад была запущена станция «Венера-4»,которая 18 октября опустилась на планету Венера. В результате исследований, проведенных станцией, было установлено отсутствие на планете магнитного поля и радиационных поясов, был также определен состав атмосферы.
13 июня – 186 лет со дня рождения английского физика, создателя классической электродинамики, Джеймса Максвелла
13 июня –  61 лет назад собаки Козявка и Альбина во второй раз полетели в космос
14 июня – 281 лет со дня рождения французского физика и военного инженера, чьим именем названа единица электрического заряда и закон взаимодействия электрических зарядов, Шарля Огюстена де Кулона
14 июня – 128 лет со дня рождения известного шведского астронома К. Э. Лундмарка. Он первым в мире в 1919 г. определил расстояние до Туманности Андромеды и установил в 1928 г. существование Местной группы галактик, в которую входит несколько звездных систем, в том числе Туманность Андромеды (М31) и наша Галактика. Одним из первых провел наблюдения, подтвердившие вращение Галактики, и высказал предположение об обращении Солнца и ближайших звезд вокруг ее центра.

15 июня – Сатурн в противостоянии с Солнцем, блеск планеты достигнет 0,1 зв.вел 13:00
17 июня – Луна в фазе последней четверти 14:35

17 июня – Нептун переходит от прямого движения к попятному 03:00
16 июня – 54 года назад Валентина Терешкова на космическом корабле «Восток-6» совершила полет в космос. Она стала шестым по счету советским космонавтом
16 июня – 126 лет со дня рождения советского астронома Владимира Александровича Альбицкого
19 июня –  2257 лет назад греческий ученый Эратосфен Киренский впервые в мире вычислил радиус Земли
19 июня – Меркурий в перигелии
19 июня – Луна проходит в 4° южнее Урана 21:00
21 июня – Летнее солнцестояние 07:25
21 июня – Меркурий в верхнем соединении с Солнцем 17:00
21 июня – Луна проходит в 2° южнее Венеры 01:00
22 июня – Луна проходит в 0,4° южнее Альдебарана 18:00
22 июня – 41 год назад в СССР запущена космическая станция «Салют-5»
23 июня – Луна в перигее расстояние до Земли 357937 км 13:50
23 июня – 162 года со дня рождения русского и советского ученого-астронома Лидии Петровны Цераской (открыла 219 переменных звезд)
24 июня – Новолуние 05:33
26 июня – Луна проходит в 3,5° южнее звездного скопления Ясли 14:00
26 июня – 11 лет назад были открыты спутники Сатурна «Surtur», «Jarnsaxa», «Greip» и «Loge»
27 июня – метеорный поток Июньские Боотиды из созвездия Волопаса достигает максимума действия (от 1 до 100 и более метеоров в час)
28 июня – Луна проходит в 0,7° южнее Регула 03:00
28 июня – 11 лет назад был открыт спутник Плутона Кербер (Kerberos)
29 июня – 117 лет назад родился французский писатель и летчик Антуан де Сент-Экзюпери
30 июня – 45 лет назад астрономы впервые ввели в практику «координирующие/високосные секунды»
30 июня – Международный День астероида. 109 лет назад на Землю упал Тунгусский метеорит.

Избранные события июня 2017 в астрономии и космонавтике

Звездное небо июня

В июне в средних широтах начинается период светлых ночей: Солнце не опускается достаточно глубоко под горизонт, и в атмосфере присутствует рассеянный солнечный свет, что ухудшает условия для наблюдений слабых туманных объектов космоса. Большую Медведицу находим слева от Полярной звезды, высоко, в северо-западном сегменте неба. Млечный путь протягивается дугой от севера до юга над восточным горизонтом. В области зенитавидна Голова Дракона. Из легко узнаваемых рисунков неба в мае вы найдете, что трапеция Льва ночью уже клонится к западу, а созвездия Лебедь, Лира и Орел «летний треугольник»поднимаются высоко над юго-восточным горизонтом после полуночи.

Звездное небо июня 2017

Для созвездия Лебедя характерен крест, вершина которого отмечена белым Денебом – на старинных звездных картах мы видим Лебедя, летящего вниз к Земле. Греки считали, что в этом образе всемогущий Зевс, скрываясь от ревности Геры, летит на свидание к Леде – будущей матери Кастора и Поллукса

Над северной стороной горизонта виден Возничий

Над северной стороной горизонта виден Возничий, а правее его – Персей. На востоке взошел Пегас, левее которого в северо-восточной стороне, находится Андромеда, Кассиопея, Цефей. На северо-западе – Большая Медведица, под ней – Гончие Псы.

В юго-западной части неба видны Северная Корона и Волопас

В южной стороне неба над горизонтом поднимается Стрелец, Змееносец, левее него Орел, Дельфин,  высоко расположены созвездия Лебедь, Лира и Геркулес. В юго-западной части неба видны Северная Корона и Волопас.

Июньский звездопад в созвездии Волопаса.

27 июня метеорный поток Июньские Боотиды из созвездия Волопаса достигает максимума действия, по прогнозам ММО (Международной метеорной организации) ожидается от 1 до 100 метеоров в час. Июньские Боотиды — метеорный поток, наблюдаемый каждый год в период с 22 июня по 2 июля, с максимумом активности 27 июня. Земля в этот период проходит сквозь орбиту короткопериодической кометы 7P/Понса-Виннеке*. Мелкие частицы кометного вещества, устремляясь к поверхности Земли, сгорают в атмосфере, даря наблюдателям явление метеоров, или метеорного дождя.

*Комета 7P/Понса-Виннеке (7P/Pons-Winnecke) открыта Жаном-Луи Понсом (Марсель) 12 июня 1819 года, а после переоткрыта 9 марта 1858 года Фридрихом Августом Теодором Виннеке в Бонне. Комета является родоначальницей метеорного потока июньских Боотид, которые также иногда называют Понса-Виннекидами. Размер ядра кометы Понса-Виннеке составляет около 2,6 км. Период обращения кометы Понса-Виннеке составляет 6,37 лет.

Созвездие Волопас из Атласа «Urania’s Mirror» (London, 1825)

Созвездие Волопас из Атласа «Urania’s Mirror» (London, 1825

Название потока Боотиды, происходит от латинского названиясозвездия Волопаса (Boötes), в котором находится его радиант. Впервые наблюдался в мае — июне 1916. Был активен в 1916, 1921 и 1927. После 1927 поток стал беден метеорами. Чаще всего активность Июньских Боотид очень низкая - 1-2 метеора в час. Но иногда наблюдаются и всплески активности. Такой всплеск по сути и привел в 1916 году к открытию данного метеорного потока. Последний сильный всплеск активности Июньских Боотид имел место в 1998 году. Тогда за час можно было увидеть порядка 100 метеоров потока

Наблюдение серебристых облаков

Первый летний месяц малоблагоприятен для наблюдений в средних, а особенно в северных широтах страны. В условиях белых ночей или полярного дня можно наблюдать только наиболее яркие объекты неба. Это Солнце и Луна, а иногда Венера. Но для тех районов, где наступают навигационные сумерки и не прекращаются астрономические, открывается великолепная возможность для обнаружения и наблюдений серебристых облаков. Они могут появляться в течение всего летнего периода, а наибольшая вероятность созерцать их приходится на конец июня.

наблюдений серебристых облаков в конце июня 2017

Солнце

Солнце движется по созвездию Тельца до 21 июня, а затем переходит в созвездие Близнецов и остается в нем до конца месяца. Склонение дневного светила постепенно увеличивается, как и продолжительность дня, которая возрастает от 17 часов 11 минут в начале месяца до 17 часов 32 минут в день солнцестояния. Солнце в этот день как бы замирает (останавливается) в верхней точке максимального склонения (23,5 градуса), поэтому и называют этот день солнцестоянием, а затем начинает опускаться к югу, световой день начинает уменьшаться.

Приведенные данные по продолжительности дня справедливы для широты Москвы, где полуденная высота Солнца в течение месяца имеет значение около 57 градусов.

На широте Санкт-Петербурга наступают белые ночи, а севернее 66 широты наступает полярный день. Достаточно благоприятные условия для наблюдения звездного неба остаются лишь в южных районах страны. Для средних широт глубокое звездное небо откроется лишь к концу июля.

В Мурманске, на широте 68°58′, полярный день длится 2 месяца – с 22 мая по 22 июля. Это период, когда Солнце вообще не опускается за линию горизонта.

Мурманск, полярный день

Мурманск, полярный день.

Июнь - самый благоприятный период в году для наблюденийСолнца. Наблюдения пятен и других образований на поверхности дневного светила можно проводить в телескоп или бинокль и даже невооруженным глазом (если пятна достаточно крупные). Но нужно помнить, что визуальное изучение Солнца в телескоп или другие оптические приборы нужно проводить обязательно (!!!) с применением апертурного солнечного фильтра.

Космическая погода

Прогноз магнитных бурь на июнь 2017 года

Фото:
tesis.lebedev.

Луна

Лунный календарь на июнь 2017

Видимость Луны в июне 2017:

1 -  2 – вечером
3 - 14 – ночью

15 - 18 – после полуночи
19 - 21 – утром
26 - 30– вечеро

Видимость планет в июне 2017:

Ночью:

–Юпитер в созвездии Дева;

– Сатурн (!) в созвездии Змееносец;

– Нептун в созвездии Водолей;

Утром:

– Венера до 9 июня в созвездии Рыбы, с 10-28 в созвездии Овен, с 29 по 30 в созвездии Телец;

– Меркурий до 15 июня в созвездии Телец;

– Уран (!!!) в созвездии Рыбы

Сатурн

15 июня 2017 года в 13:00 мск окольцованный гигант Сатурн вступит в противостояние с Солнцем. Расстояние от Земли до Сатурна составит 9,01 а.е. (1,35 млрд. км). Это означает, что угловые размеры планеты на небе будут наибольшими в году, можно будет разглядеть Сатурн более детально, чем в другие месяца года. Видимый диаметр диска планеты составит 18 угловых секунд, но планета окружена кольцом, которое наблюдается уже при увеличении от 20 крат.

Противостояния этой планеты повторяются раз в 378 дней. Кстати, к 2016 году кольца Сатурна раскрылись на максимальный угол, когда лучше всего виден северный полюс планеты, сейчас начался обратный процесс – угол раскрытия колец будет уменьшаться вплоть до 2024 года.

Сатурн 2017 мп

Сатурн перемещается попятно по созвездию Змееносца, достигая противостояния 15 июня. С мая по август идет самый благоприятный период для наблюдения Сатурна в 2017 году. Сатурн в эти месяцы виден всю ночь в созвездии Змееносца. Его бледно-желтоватый блеск к дате противостояния достигает максимальной +0,2m звездной величины. Но в целом условия видимости планеты в этом году остаются неблагоприятными, так как в кульминации Сатурн

Наблюдения Луны и планет в июне 2017 года

22 июня – Луна проходит в 0,4° южнее Альдебарана 18:00

24 июня – Новолуние 05:33

26 июня – Луна проходит в 3,5° южнее звездного скопления Ясли 14:00

28 июня – Луна проходит в 0,7° южнее Регула 03:00

ЧТО МОЖНО УВИДЕТЬ В ИЮНЕ В ТЕЛЕСКОП?

Обладатели телескопа смогут наблюдать в небе:

двойные звезды:  β Лебедя, δ и ε Лиры, β Скорпиона, ζ Б. Медведицы, α Гончих Псов;

переменные звезды: δ Цефея, β Лиры, η Орла;

рассеянные звездные скопления: М24 в созвездии Стрелец, М11 в созвездии Щит, М39 в созвездии Лебедь, Ϧ и χ Персея;

шаровые звездные скопления: М15 в созвездии Пегас, М13 в созвездии Геркулес, М3 в созвездии Гончие Псы, М5 в созвездии Змеи;

туманности: М27 в созвездии Лисичка, М57 в созвездии Лира; М8 и М17 в созвездии Стрелец, М16 в созвездии Змея;

галактики: М81 и М82 в созвездии Большая Медведица, М51 и М94 в созвездии Гончие Псы.

Поллукс и Кастор в созвездии Близнецов

Авторы и права: Рожелио Бернал Андрео (Цвета глубокого неба)
astronet.ru - Перевод: Д.Ю. Цветков

Если рассматривать астрономические объекты, то в знаменитом созвездии Близнецы доминируют две яркие звезды, показанные на этой фотографии: Поллукс (слева) и Кастор (справа). Эти две звезды выделяются, потому что они близки и по яркости и по положению на небе, однако их цвета различаются.

Поллукс, удаленный от нас на 33 световых года – проэволюционировавший красный гигант, в два раза массивнее нашего Солнца. Кастор удален на 51 световой год. Это – голубая звезда главной последовательности, примерно в 2,7 раза массивнее Солнца. У Кастора есть две звезды-спутника, а вокруг Поллукса вращается одна массивная планета.

Согласно древней вавилонской, греческой и римской мифологии, Кастор и Поллукс – братья-близнец